ФГБУ "Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук"

ДУМЕН ДЖ. БОРЬБА СО СМЕРТЬЮ

| Дата публикации: | Автор: Летов О.В.

 

Doomen J. The Struggle unto Death // Eubios journal of asian and international bioethics. – Christchurch, 2018. – Vol. 28, N4. – P.  127-130.

Ключевые слова: биомедицинская этика; ценность человеческой жизни; интересы индивидуума; эвтаназия; потеря достоинства субъекта.

 

Дж. Думен (Открытый университете, Валькенбургервег, Нидерланды) отмечает, что “вряд ли подвергается сомнению положение, согласно которому интересы индивидуума должны быть определяющими в медицинской практике” (с. 127). Лишение жизни по требованию пациента и помощь в осуществлении самоубийства остаются вне закона в рамках голландского законодательства. Вместе с тем врачи, оказывающие подобную помощь, не преследуются по закону в случаях соблюдения следующих условий. Во-первых, врач должен быть уверен в том, что страдание пациента было постоянным и невыносимым. Во-вторых, врач должен быть уверен, что требование пациента было добровольным и всесторонне и изученным. В-третьих, необходимо информировать пациента о его состоянии здоровья и перспективах на будущее. В-четвертых, и врач, и пациент должны прийти к убеждению, что в данной ситуации иного разумного выхода не существует. В-пятых, врач должен проконсультироваться, по крайней мере, еще у одного специалиста, который бы произвел осмотр пациента и дал письменное заключение по поводу его состояния. В-шестых, врач должен оказывать помощь в осуществлении самоубийства с должным вниманием.

Законы по поводу эвтаназии, сходные с голландскими, были приняты также в таких европейских странах, как Бельгия и Люксембург. Во всех указанных государствах помощь в осуществлении эвтаназии разрешено осуществлять исключительно врачам. В отличие от Нидерландов и Люксембурга, в Бельгии закон не предусматривает критерии, при которых допустима добровольная эвтаназия: эти критерии до сих пор обсуждаются специалистами. Так или иначе практически во всех западноевропейских странах имеют место дискуссии о том, имеют ли право пациенты, чьи страдания велики не в силах прекратить, выражать требование добровольного ухода их жизни. Согласно существующим законам, к эвтаназии субъект может обращаться лишь в том случае, когда боль оказывается невыносимой. Однако проблема заключается в том, что само представление о критериях невыносимости является субъективным. «Невыносимые страдания» могут толковаться широко, охватывая как боль, так и (в частности) увеличение зависимости, все большую потерю достоинства или перспективу ужасной смерти” (с. 128).

Если изучить причины, по которым люди делают запрос на эвтаназию, боль, как правило, наименее распространенным мотивом.  В действительности,  такой фактор, как потеря достоинства субъекта встречается у пациентов, выражающих просьбу об эвтаназии, гораздо чаще. Если это справедливо, то можно сказать, что настоящее законодательство недостаточно для реализации желаемой цели. Проблемы, возможно, увеличатся с надвигающимся старением населения. Исследования показывают, что число пожилых людей, допускающих для себя добровольную эвтаназию или наличие суицидальных препаратов растет. Иными словами, существующее законодательство не в полной мере учитывает желания тех пациентов, у которых на первый план выступает не столько физическое страдание, сколько такой моральный фактор, как утрата достоинства.

Дж. Думен приходит к выводу, что голландские законы, касающиеся добровольного ухода пациента из жизни, не в полной мере отражают чаяния пожилых людей. Если в случае с пациентами, страдающими от постоянной и невыносимой боли, помощь медиков может быть оказана, то в отношении пожилых людей, испытывающих моральные муки, врачи бессильны. Возможно, еще более насущными являются проблемы, которые касаются не только пожилых людей, когда индивиды “страдают от жизни “: их страдания трудно оценивать с медицинской точки зрения.

О.В. Летов