ФГБУ "Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук"

МАНДИ О.И. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВЫРАЩИВАНИЕ ОРГАНОВ ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ПАНАЦЕЕЙ ОТ ДЕФИЦИТА ОРГАНОВ? ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

| Дата публикации: | Автор: Летов О.В.

Monday O. I. Is organ farming a panacea to organ crisis? Ethical implications // Eubios journal of asian and international bioethics. – Christchurch, 2018. – Vol. 27, N3. – P.  103-108.

Ключевые слова: биомедицинская этика; трансплантация органов; ценность человеческой жизни; интересы индивидуума; консеквенционализм.

О.И.Манди (сотрудник Государственного политехнического университета, Дельта, Нигерия) подчеркивает, что трансплантация органов – это одно из величайших достижений науки XX века. Одним из первых, кто осуществил пересадку органов (а именно, почек), был американский хирург и философ Дж.Э. Мюррей (1919-2012 гг.). Именно он подготовил и воспитал целую плеяду нового поколения хирургов, которые в настоящее время работают в сфере трансплантации органов. Однако подобный прорыв осложняется ограниченностью исходного материала для нуждающихся пациентов. Выращивание органов суть не что иное как научный метод использования необходимых для трансплантации органов животных, например, свиньи, как инкубаторов для выращивания. Некоторые называют подобные методы ксенотрансплантацией – это трансплантация, или внедрение, в организм человека материал, получаемый от животных. Как считают многие ученые, подобное выращивание способно преодолеть разрыв между потребностью и предложением органов для трансплантации и предотвратить формирование черного рынка в этой сфере. Вместе с тем подобные процессы требуют своего этического обоснования.

Многие ученые и представители биоэтики ставят вопрос о моральной допустимости выращивания органов, используемых в дальнейшем для трансплантации. Некоторые философы считают, что сама идея о необходимости предварительного согласия в области трансплантации не имеет под собой почвы, поскольку речь идет о сохранении жизни людей. Согласно общепринятой позиции, любой, кто хочет пожертвовать орган, должен действовать бескорыстно на благо общества, и этот поступок требует явного согласия донора, а в некоторых случаях согласия членов его семьи, которые должны быть вправе наложить запрет на донорство органов. Предполагаемое согласие возникает уже в том случае, когда умерший не сделал письменного заявления против пожертвования своих органов. Констриктивное донорство органов – это философия, представители который подтверждают принудительное и обязательное пожертвование органов на том основании, что тело и органы индивида являются собственностью государства.

Согласно позиции сторонников нормативной этики, ученые должны честно признать, что процесс выращивания органов суть не что иное, как эксплуатация животных. Однако подобная эксплуатация оказывается морально оправданной, поскольку она направлена на спасение человеческой жизни, а не на производство пищевых продуктов. В своей статье О.И. Манди стремится обосновать с позиций консеквенционализма, что, если выращенные органы способны оказаться полезными для наибольшего числа лиц, то это должно позволить предотвратить кризис органов и помочь снизить высокий уровень смертности среди кандидатов в списке ожидания для трансплантации органов. В основе консеквенционалистской позиции лежит утилитаристская этика. Согласно учению утилитаризма, наиболее морально то действие, которое вызывает наибольшее количество удовольствия или счастья для наибольшего количества людей. Здравый смысл подсказывает людям, что действия, направленные на сохранение человеческой жизни, должны “перевешивать” вред, приносимый животным.

О.В. Летов