ФГБУ "Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук"

Рецензия на книгу: АРХИМАНДРИТ ИОВ (ГУМЕРОВ). ТИХИЕ ВОДЫ ПОСЛЕДНЕЙ ПРИСТАНИ

| Дата публикации: | Автор: Пущаев Ю.В.

Рецензия на книгу: АРХИМАНДРИТ ИОВ (ГУМЕРОВ). ТИХИЕ ВОДЫ ПОСЛЕДНЕЙ ПРИСТАНИ. – М.: Сретенский монастырь, 2018. – 416 с.

Автобиографическая книга «Тихие воды последней пристани» написана архимандритом Русской православной церкви Иовом (Гумеровым), насельником московского Сретенского монастыря. Для нас она интересна тем, что по своей прежней, мирской профессии отец Иов был философом, кандидатом философских наук, работая в области философии в советское время. Это уже потом, в постсоветское время он будет преподавать в Московской и Сретенской духовных школах, отвечать на вопросы читателей «Православия.ru» (вести рубрику «Вопросы священнику» на этом сайте). Но в юности, поступив сначала на исторический факультет Башкирского государственного университета в Уфе, будущий монах потом перевелся на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и закончил его. Отслужив в армии, защитил в 1973 году диссертацию по теме «Системный анализ механизма изменения социальной организации» (специальность 09.00.01 — диалектический и исторический материализм).

Долгие годы будущий отец Иов был научным сотрудником в Академии Наук, проработав в том числе четыре года в ИНИОНе (Институте научной информации по общественным наукам). Сейчас, после проделанного им духовного пути он говорит, что для него, как и для древних философов, философия в каком-то смысле стала детоводительницей ко Христу. Как сам отец Иов пишет, «по воле Божией к богословию меня привела философия, которую в средние века называли “служанкой богословия”» (с. 64). Отметим, впрочем, и огромную разницу: это был скорее путь «вопреки» и в этом смысле путь более сложный, ведь в советское время господствующая и единственно разрешенная философия была атеистической – воинствующим материализмом.

В книге много рассказывается о философской Москве тех лет. Например, отдельные страницы посвящены дружбе автора с преждевременно ушедшим из жизни Энгельсом Чудиновым, автором интересной книги «Природа научной истины» (1977). Интересно, что, как пишет автор, хотя уже где-то в 1965 году он осознал ложь господствующей коммунистической идеологии, к христианскому мировоззрению он приходит лишь во второй половине 1970-х годов, но долгое время остается некрещеным. Наверняка многие удивятся, когда узнают из книги, что восприемником при крещении будущего отца Иова в 1984 году был замечательный русский философ, филолог и переводчик В.В. Бибихин (1938–2004), известный и популярный мыслитель в московских (и не только) кругах.

Жанр книги – документальная проза. В каком-то смысле ее даже можно назвать модным словом «духовный нон-фикшн». Она представляет собой откровенный рассказ от первого лица опытного духовного пастыря о своем времени и о себе, о своей жизни и достаточно необычном пути к вере еще в советское время, об открывшихся ему тогда духовных глубинах христианства и начавшейся жизни во Христе. Обо всем этом говорится с массой интересных исторических и личных подробностей. Воссоздана не просто необычная история отдельно взятого человека, пусть и очень интересная, но те разные исторические эпохи, через которые проходили он и его близкие, вся его семья: послевоенное детство, юность в 1950-е и 1960-е, жизнь в эпоху «застоя» и приход к вере, переломные годы перестройки и т.д. Причем, конечно, главное внимание уделяется не социальной или личной, психологической истории. Повествование ведется через призму обретенного духовного опыта. Вся жизнь предстает как глубоко неслучайная и пронизанная Божиим Промыслом.

В этом смысле название книги – «Тихие воды последней пристани» – хорошо отражает ее стиль и тон. Например, интересно и поучительно автор пишет в самом её начале о старости. Обычно, говорит он, на нее сетуют люди, которые в эту пору вступили с пустыми руками, не накопив духовных богатств. Но оказывается, в старости, несмотря на болезни и немощь, может прийти то спокойствие, которое знакомо каждому человеку по итогам успешно проделанного нелегкого труда. А ведь жизнь – это тоже нелегкий труд, который Бог возлагает на каждого. И желать в старости вернуться в молодость – это уподобиться царю Сизифу из древнегреческого мифа, который уже почти вкатил на гору тяжелый камень, но тот сорвался, и надо все начинать сначала.

От книги буквально веет умиротворением и благодарностью Богу за то, что Он привел автора к тому, что, как он пишет, раньше не мог и представить, – к православной христианской вере, монашеству и священству. Несколько непривычен, возможно, и другой сюжет, он тоже служит «слому стереотипов». В миру отца Иова звали Шамиль, отчество – Абильхаирович. По национальности он татарин, детство и юность провел в Уфе. Вместе с ним крещение в 1984 году приняла сначала вся семья отца Иова (двое его сыновей теперь тоже священники), а потом и многие его родственники и родственники жены, тоже татары по национальности. Все это на конкретном примере снова говорит об универсальной силе Православия, о том, что во Христе и правда нет ни эллина, ни иудея, ни русского, ни татарина.

В целом книга представляет собой помимо прочего любопытное свидетельство того, какими были пути духовной эволюции позднесоветского и постсоветского общества. Говоря предельно обобщенно, путь «от марксизма к Православию» был среди профессиональных философов советского времени одним из таких вариантов, пусть и нечастым. Отец Иов, надо отметить, ушел по нему максимально далеко, что и интересно.

Ю.В. Пущаев