Федеральное государственное бюджетное учреждение "Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук"

Этнические традиции в русской моде ХХ века

| Дата публикации: | Автор: Фетисова Т.А.

Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред. кол.: О.В. Кулешова, гл. ред. и др. – М., 2017. – (Сер.: Теория и история культуры / Ред. совет: Скворцов Л.В., пред. и др.). – 2017. – № 4 (83) / Ред.-сост. вып. О.В. Кулешова. – 251 с. // Т.А. Фетисова, научн. сотр. Отд. культурологии. Этнические традиции в русской моде ХХ века. Сводный реферат. – С. 222–227.

 

Этнические традиции в русской моде ХХ века

Сводный реферат

Понятие «русская мода», как, впрочем, и сам феномен, появляется только в начале ХХ столетия, поскольку со времен Петровских реформ в России укоренилась европейская мода, которая доминировала в отечественном светском костюме на протяжении двух столетий. И только в середине XIX в. в купеческой среде появляется понятие «русский костюм», но костюм не народный, а адаптированный к мещанской городской среде. Многие состоятельные купцы, желая подчеркнуть свое «народное происхождение», надевали рубахи-косоворотки, тулупы и картузы.

С начала своего рождения во второй половине XX в. – русская мода тяготела к отечественной культурной традиции. Русское традиционное народное платье было востребовано в обществе творческой интеллигенции, особенно среди писателей-славянофилов. Увлечение и погружение в традицию обусловило основной вектор формирования русской моды в начале ХХ столетия.

Увлечение народным творчеством в художественной среде многие исследователи связывают с негативными последствиями европоцентризма и осознанием «Заката Европы», что стимулировало в России поиски культурного самоопределения и, как следствие, погружение в русскую традицию.

Первая мировая война, а затем Октябрьская революция способствовали актуализации национального самосознания и патриотизма. Профессиональных художников стали привлекать в конкурсы на разработку проектов одежды в национальном стиле. Например, костюм красногвардейца с шапкой-буденовкой – это профессиональная разработка В.Васнецова. Именно русские художники предложили искать образцы для зарождающейся отечественной моды в народном костюме.

Поисками своего этнокультурного кода во многом объясняется увлечение художников, писателей, композиторов Серебряного века народным фольклорным искусством. Даже в творчестве художников-футуристов, позиционировавших себя в качестве представителей новой формации, присутствовали фольклорные мотивы и элементы русской православной иконописи. Примитивные формы народного искусства и фольклорное творчество было востребовано также символистами, примитивистами, авангардистами. Подобные явления в отечественном искусстве только подчеркивали несостоятельность прозападных ориентиров для России, поскольку были обращены на аристократию, тогда как традиция ориентировалась на массовые слои демократизировавшегося русского общества.

Именно тенденция народности будет впоследствии развита в творчестве создателей советского искусства. Наиболее ярко это отразится в советской моде.

В первые годы советской власти лидирующим стилем стал конструктивизм, который оказал влияние на многие области культуры. Русские конструктивисты поставили задачу охватить рациональным конструктивным моделированием все сферы жизни человека и сформировать «новую среду». К проектированию костюма обратились такие художники, как А. Родченко, В. Степанова, Л. Попова, А. Экстер и др. Именно русские конструктивисты, базируясь на крое русского народного костюма, предложили инновационный метод конструктивного формообразования (комбинаторику) и принцип конструктивного декора в одежде, который впоследствии стал классикой в европейском моделировании. Такие черты русского народного костюма, как геометричность, лаконичность форм, динамика линий и конструктивных членений, многослойность и монолитность стали активно использоваться не только в отечественной, но и западной моде (1).

Русский стиль, вдохновивший многих дизайнеров начала ХХ в., пришел в Европу с первой волной русской эмиграции (1910–1920-е годы). Несмотря не то, что дизайн Коко Шанель считается проявлением истинно французской элегантности, некоторые модели ее костюмов были сделаны в сотрудничестве с русскими. В ее ранних коллекциях можно увидеть и льняные ткани, и русские меха, из которых она шила манто и шубы. Именно представители русского дворянства привнесли в западную моду искусство вышивания и кружевоплетения, знаменитые платья-рубашки, «рожденные» из русской крестьянской блузы, «боярские» шапки, сапожки и т. д.

В этот период особую актуальность традиционному русскому костюму придавали не только русские аристократы, но и русское искусство. В 1910 г. в Париже прошли «Русские сезоны» С.П. Дягилева. Именно его балеты показали европейцам русскую культуру во всей своей яркости, живости и раскрепощенности. Подтверждением популярности русской культуры в то время был выход в свет супруги короля Великобритании Георга VI в «платье, перефразирующем русские фольклорные традиции».

На популяризацию и распространение русских мотивов в моде первого десятилетия XX в. оказал влияние французский кутюрье Поль Пуаре. Осенью 1911 г. Поль Пуаре вместе с группой манекенщиц отправился с показами по городам Восточной Европы, включая Варшаву, Москву и Петербург. По возвращении во Францию цветы и орнаменты ярких русских изделий вдохновили кутюрье на создание первой в мире коллекции платьев на русскую тему.

Коллекция, названная «Казань», состояла из «русских» вышивок и уборов, сапог и сарафанов, нескольких платьев под тем же названием. Уже вскоре в журнале «Vogue» был опубликован материал, посвященный русской зиме, что свидетельствовало о популярности этого стиля в моде. Европейские дамы любили зимнюю культуру России. У них она ассоциировалась прежде всего с меховыми валенками, рукавичками и пуховыми платками, со всем тем, что их зимней культуре ношения одежды было не свойственно.

Вторым периодом, когда Западная Европа подверглась активному влиянию русского стиля, была эпоха Перестройки. Вообще период 1980-е года – середина 2000-х годов был очень ярким на события и в мировой истории, и в мировой моде. Растущая глобализация и информатизация общества, а также распад СССР повлекли за собой новую моду на русский стиль.

В 1980-е годы как поклонником русского стиля проявил себя Жан-Поль Готье. В свою Русскую коллекцию осень/зима 1986–1987 гг. он включил модели, украшенные надписями на кириллице. Помимо этого, в коллекции были использованы меха и платья А-образного силуэта.

Другой, не менее знаменитый модельер, Джон Гальяно в начале 90-х годов, когда значение моды в жизни самих россиян было, пожалуй, еще меньше, чем в 20-е годы, создал коллекцию с загадочным названием «Побег юной принцессы Лукреции из большевистской России» (1993 г.). Он был вдохновлен образом русской женщины, описанной в литературе XIX в. Модели костюмов были созданы по образу Анны Карениной, и отличались пышными платьями из тафты, кринолинами и обилием кружев.

Джон Гальяно создал также трилогию коллекций «Анастасия», «Санкт-Петербург» и «Русская матрешка» (осень/зима 2002–2003 г.) после того, как в 2001 г. посетил Москву и Санкт-Петербург.

В этих коллекциях он представил свое видение России: для него это и высшее общество XIX в., и русский фольклор, и классическое русское искусство, и модерн.

Несмотря на активный процесс глобализации, в большинстве стран мира интерес к национальным традициям не исчезает и даже возрастает. Глобализация и технологическое развитие, с одной стороны, отделяет человека от традиций, а с другой – стирает границы между культурами. Этническая мода актуальна как способ проявления культурного единства, который показывает традиции не только как экспонат в музее, а как современный значимый элемент культуры, раскрывающейся в моде, крайне актуальной сфере жизни для человека XXI в. (2).

 

Список литературы:

  1. Пунанова Н.С. Русская мода как маркер идентичности в первой четверти ХХ. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-moda-kak-marker-identichnosti-v-pervoy-chetverti-hh-veka
  2. Чернодед А.Б. Русский стиль в европейской моде ХХ века. Культурологический анализ. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-stil-v-evropeyskoy-mode-xx-veka-kulturologicheskiy-analiz

 

Т.А. Фетисова