ФГБУ "Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук"

II Международная конференция «Архитектура, искусство и прикладные науки»

 

В середине декабря в РАХ и ГИТР состоялась междисциплинарная II Международная конференция «Архитектура, искусство и прикладные науки» (www.iconfaaa.com). Ее организаторы – Институт научной информации по общественным наукам, Российская академия художеств, Институт кино и телевидения (ГИТР), Российской академии архитектуры и строительных наук, Высшая школы урбанистики им. А.А. Высоковского, Институт имени Рапояна Хагхигхата (MPRH Institute) (Иран).

Первая конференция проходила в 2016 году в Тегеране (Иран), на российской земле она состоялась благодаря организационным усилиям д.ф.н, ведущего научного сотрудника ИНИОН, генерального секретаря Международной ассоциации семиотики пространства (IASSp/AISE), члена консультативного совета Института имени Рапояна Хагхигхата Ольги Александровны Лавреновой и председателя Института имени Рапояна Хагхигхата Мустафы Алибейги. Большую помощь в организации оказала член-корреспондент РАХ Е.А. Ржевская.

Конференцию приветствовали Чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики  Иран в Российской Федерации Мехди Санаи и Президент Российской академии художеств, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО Зураб Константинович Церетели, Главный Ученый секретарь Президиума Российской академии художеств, Заслуженный архитектор РФ Олег Александрович Кошкин, вице-президент Российской академии художеств, Народный архитектор РФ, кандидат архитектуры, гендиректор управления «Моспроект-2» Михаил Михайлович Посохин и другие академики РАХ.

Зураб Константинович говорил о важности и перспективности российско-иранского научного взаимодействия, и удостоил иранского организатора конференции Мустафу Алибейги звания почетного иностранного члена Российской академии художеств.

Господин посол говорил о важности российско-иранских отношений, имеющих многовековую историю, о соприкосновении наших культур, нашедшем свое выражение во многих памятниках наследия на территории России. Он отметил значимость этой конференции на волне нового сближения наших стран. Открытие конференции освещали корреспонденты ведущих иранских каналов.

В программе были выступления ведущих специалистов России и Ирана в области истории искусства и архитектуры, философии искусства и культуры, архитекторов-практиков.

Игорь Николаевич Воскресенский, Заслуженный архитектор РФ, академик РАХ, ответственный секретарь Международной ассоциации архитекторов рассказал о закономерностях ландшафтной архитектуры, в том числе иранских образцах, отраженных на персидских миниатюрах. На них мы видим принцип построения «райского сада» – гармоничное соотношение воды, твердого покрытия и зелени. В рукотворном ландшафте используются растения, имеющие сакральный смысл не только в мусульманской, но и в христианской культурах – например, роза и виноградная лоза.

Доктор музыкальных наук, профессор Лондонского университета им. Голдсмитса, известный иранский певец и композитор Абдулхосейн Мохтабад (Иран) сделал доклад «Современное персидское музыкальное искусство», в котором показал истоки персидской музыки и ее современные варианты. Иллюстрируя свой доклад, популярный композитор исполнил фрагменты своих музыкальных произведений.

Одним из важнейших вопросов остается необходимость изучения взаимосвязи между музыкой и религиозными убеждениями в Иране. Общественные движения, перемены и потрясения оказывают сильное влияние на искусство.  Персидское искусство расцветало в эпоху Сафевидов, когда правящая династия покровительствовала развитию искусства. Но о музыке трудно судить по вторичным источникам. Книги, написанные столетиями назад, например, Ибн Сина (Авиценна) описывают теорию и философию музыки. В этих источниках отсутствуют мелодии, ритмические узоры или нотации, которые могли бы быть использованы, чтобы показать истинный характер музыки того периода.

Интересным периодом были 1900-е годы – годы необычайных социальных и политических изменений, когда Иран двигался к модернизации. Конституционная революция существенно изменила все аспекты общественной и художественной деятельности. 1941–1979 годы – время царствования последнего шаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви было названо периодом вестернизации, и музыка тоже была подвержена западным влияниям. После исламской революции в Иране наблюдался возврат к традициям, но, с другой стороны, многие иранцы покинули страну и основались в США и Европе. Эта диаспора создала свою собственную музыку и ввела новый подход к иранской музыке, который следует учитывать.

Кандидат искусствоведения, профессор, проректор по научной работе ГИТР Ольга Борисовна Хвоина сделала сообщение ««Геометрия звука»: художественная интерпретация пространства в музыкальных и аудиовизуальных произведениях второй половины XX – начала XXI вв.», где рассказала о важности пространственной характеристики в музыке. Эта традиция идет еще от канонических хоров в многоступенчатой пространственной организации храма. Один из главных теоретиков важности организации пространства в музыке – А.И. Скрябин, который мечтал о реализации мистерии, включающей в себя все элементы человеческого восприятия – звук, цвет, архитектурные и ландшафтные формы, пространство, движение и интерактивность действаия.

Бехнам Педрам (Иран), доктор архитектуры, сотрудник факультета консервации и реставрации Университета Исфахана рассказал о разрушенном памятнике истории и архитектуры исторической бани Хосров Ага хана в городе Исфахане ради строительства улицы Хаким Исфахан. Сейчас иранские архитекторы пытаются как минимум восстановить историческую справедливость, создав мемориал на месте ее фундамента. Предполагается вывести на поверхность схему фундамента и создать водяную завесу, на которой будет проектироваться вид этого памятника.

В докладе «Национальная идентичность как стержень творческих поисков современных мастеров изобразительного искусства» Татьяны Александровны Кочемасовой, кандидата искусствоведения, академика РАХ были показаны работы З.К. Церетели и других мастеров, которые черпают вдохновение в искусстве своих народов. Зураб Константинович создал несколько скульптурных композиций и мемориалов на родной грузинской земле, в которых ассимилированы основные традиции национального монументального наследия, отражен сам дух грузинского народа. Целая серия его живописных работ, посвященных Грузии, экспонируется в Галерее З.К. Церетели в Москве, и даже в их цветовой гамме видна национальная принадлежность их автора.

Новые проекты академика РАХ Валерия Николаевича Ржевского были представлены в его сообщении о проекте мемориала на месте гибели первого космонавта Ю.А. Гагарина и в докладе Елены Александровны Ржевской, кандидата искусствоведения, член-корреспондента РАХ, рассказавшей о его проекте мусульманской библиотеки, выполненной с учетом традиций исламской архитектуры и современных конструкторских решений.

На месте гибели Ю.А. Гагарина под городом Киржач, во Владимирской области будет построен музей, где установят самолет Гагарина, лес превратиться в парк, будет замощена центральная площадь, установлена трибуна для почетных гостей, бюстов героев, а на аллее Славы  будут установлены стелы в честь памяти первого отряда космонавтов.  Завершит аллею Славы взлетающий самолет, ибо по словам дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта Алексея Леонова – «летчики не умирают – они улетают в небо!».

Предложенный Валерием Ржевским  проект мусульманской библиотеки  основан на базовых смыслах и образах, характерных для исламской архитектуры, он невольно ассоциируется с мечетью, ее гармонично сложившейся веками архитектурой. Все стены здания библиотеки, как и ее корпуса,  богато украшены каменной резьбой, витражами с национальным орнаментом, а большой выставочный корпус выполнен в виде символических каменных листов – страниц Корана, расположенных по кругу на все стороны света, в четыре яруса и держащих любой библиотеки – дарить людям знания.

В основу архитектурно-планировочной композиции библиотеки В.Н. Ржевский заложил один из символов ислама – восьмиконечную звезду. План здания, как восточный ковер, состоит из симметричной композиции, нанизанной на центральную ось (причем эта ось направлена в сторону Мекки).

Ахмад Байрами, PhD в области городского планирования, Исламский Университет Азад Центральный тегеранский филиал, в сообщении «Оценка уровня развития городских агломераций (на примере городской агломерации Тегерана)» рассказал об одной из основных задач планирования – пропорциональном распределении ресурсов и средств. Уровень развития каждого населенного пункта может определять путь развития и роста региона, а также способствовать выявлению менее развитых и неразвитых территорий с целью предоставления им специально разработанного плана достижения желаемого развития. Исследовался столичный район Тегерана в трех переписях 1987, 1997, 2007. Использовался комбинированный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), в котором учитываются численность молодежи, выпускников ВУЗов и женщины с высшим образованием, размеры домохозяйств и др. Результаты показывают, что за все эти три периода Тегеран имеет самый высокий уровень человеческого развития. Со временем разрыв в развитии между Тегераном и пригородами уменьшился, причем восточные города столичного района Тегерана имеют более высокий уровень развития, чем западные.

Доктор архитектуры Неда Рафизаде (Иран), сотрудница Научно-исследовательского центра (BHRC) Министерства дорог и градостроительства, дорожного, жилищного строительства и городского развития в докладе «Эпистемология сенсорного восприятия и ее роль в архитектуре» рассказала об уровнях восприятия, о том как архитектура воздействует на сознание человека, создавая новые или вторичные образы.

Сенсорное восприятие является первым источником человеческого знания, оно может быть определено с точки зрения психологии, логики, эпистемологии, архитектуры. В пятидесятых годах двадцатого века расширились теоретические и эпистемологические поля постмодернизма и конструктивизма, которые постепенно входили в архитектурный дискурс. Существуют сходства и различия во взглядах исламских и западных философов по отношению к эпистемологии сенсорного восприятия. Исламская эпистемология базировалась на уровнях существования и различных когнитивных инструментах человека (сенсорные переживания, рациональные аргументы и мистические проявления), западные философы считали сенсорное восприятие основанным на ментальном, сенсорном, рациональном и интуитивном опыте. Докладчик попыталась определить роль сенсорного восприятия архитектуры с точки зрения архитекторов, ученых и философов разных исторических периодов Запада и Востока.

Продолжая тему восприятия и изображения архитектурных памятников в изобразительном искусстве Ольга Александровна Лавренова, являющаяся также главным редактором журнала «Культура и время» Международного Центра Рерихов, сделала два доклада. В одном она рассказала об образе Храма в творчестве Николая Константиновича Рериха. Великий русский художник был одним из первых, кто обратил внимание на архитектурное наследие Древней Руси. Его эскизы и картины, созданные в период его экспедиции «По городам русским» в начале ХХ века, становятся буквально портретами основных архитектурных особенностей и элементов храмов, возведенных в XIII – XVI веках. Через пару десятилетий художник возвращается к тем же строениям, но уже изображает их в символическом контексте. Используется символика ландшафта – возвышенности и открытость пространства, Храм укореняется в небе, становясь символом Мирового древа, вертикальной духовной оси, соединяющей землю с Высшим. Образ Святителя Земли Русской Преподобного Сергия Радонежского также оказывается связанным с образом Храма, с Лаврой и с малыми часовнями в его честь. Также буддийская и индуистская храмовая архитектура становится действующим лицом многих эскизов и картин Н.К. Рериха. Интересны и элементы природного ландшафта, на картинах становящимися символами сакральных сооружений, как, например, в эскизе «Монголия. Скальный храм».

Во втором докладе ученый представила свой многолетний междисциплинарный проект «География искусства», в котором нашли выражение все аспекты взаимосвязи пространства и творческого мышления. Этот проект развивается в России уже более двадцати лет с легкой руки Юрия Александровича Веденина, известного географа, исследователя русской усадьбы, создателя и экс-директора уникального Института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева. Уже состоялись три конференции,  вышло семь сборников, восьмой готовится к печати.

В этом проекте рассматриваются самые разнообразные формы взаимосвязи между искусством и географической средой и, собственно, продуцирование новых значений и интерпретаций, основанных на анализе взаимодействия географического пространства и культуры.  С одной стороны, это неравномерность и обусловленность распределения по земной поверхности артефактов, участие художественной деятельности в структуре и организации географического пространства, с другой, это пространственные закономерности создания художественных произведений, отражение в искусстве географического пространства. Сближение различных дисциплин в этом исследовательском поле создает интересный результат, позволяющий по-новому взглянуть как на искусство, так и на географическую среду.

Директор Центра технологической поддержки образования, доцент Московского Политехнического университета, к.т.н. Илья Николаевич Вольнов познакомил коллег со своим проектом «Science-Art – новое мировоззрение», который постоянно действует в Политехе. Новое восприятие реальности – это не междисциплинарность, а трансдисциплинарность, позволяющая осмыслять реальность не только на интеллектуальном уровне, но на уровне сознания и высших чувств. Одним из примеров этого мировоззрения – кузнецовское письмо, которое было изобретено современным живописцем Юрием Эросовичем Кузнецовым, которое предполагает одновременное использование противоположных цветов и геометрических форм и ритмов, наиболее точно отражающих ритм и цветность реальности иных, более высоких измерений.

Доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова к.ф.н., Светлана Викторовна Полякова в сообщении «Концепты «места» и «не-места» и их интерпретации в современном искусстве». Тема не-места возникает в американском художественном минимализме в работах культового основателя лэнд-арта скульптора Роберта Смитсона (1938–1973). В Не-месте Смитсона мы имеем дело с репрезентацией бесформенного Возможно предположить, что он отсылает нас к диалектике отношений Бога и человека в до предела секуляризированном мире модерна. Бог нам не дан, но в мире есть какие-то его следы, которые вызывают тоску по не данной нам непосредственно Его реальности. В этой реальности нет места человеку. Но судя по работам сегодняшних российских молодых современных кураторов  и художников, работающий в этой концепции, Человек возвращается. Ослабленный чередой смертей, пережитых в ХХ веке, отказавшийся от привилегированной позиции в мире, ставший иным, но он возвращается.

Концептуальное современное искусство также было представлено в  докладе С.М. Фехимех Пирестани (Иран), сотрудницы Сеперского института высшего образования, «Правда и головокружение: от Ницше до странного положения современного человека в картинах Энрико Робусти». Искаженная перспектива и цветовые решения этого итальянского художника – один из примеров искусства, которое в гипертрофированной форме констатирует истеричность современного общества.

Ирина Юрьевна Перфильева, кандидат искусствоведения, доцент по кафедре Истории и теории декоративного искусства и дизайна, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ в докладе «Ретрофутуризм: авторские интерпретации традиций в современном ювелирном деле России» показала основные тренды использования национальных мотивов от XIX века до наших дней. В начале XXI века в изделиях «творческих фирм» отношение к традициям обрело вид программы реконструкции художественных техник и репродуцирования произведений великих российских ювелиров второй половины XIX века. И сегодня мы имеем в этой области ярко выраженное стилистическое направление – «неоисторизм», как перевернутое воплощение приемов постмодернизма. Важным этапом решения проблемы культурной идентичности в контексте современных общеевропейских художественно-стилистических тенденций стал проект «Союза художников России» «Ретрофутуризм».

Представитель Иранского института архитектуры (Центральный Тегеранский филиал) Косар Хасанзаден сделал сообщение «Звериный стиль трона период Каджара».  В период Каджара использовалось ювелирное искусство для проектирования королевских престолов, мечей и щитов. Трон изготовлен в Исфахане с использованием драгоценных камней  и золота Королевской казны, в его декоре используются растительные и животные мотивы.  В нем присутствуют изображения драконов, изогнутых в виде восьмерки-бесконечности, дракон символизирует в исламской культуре власть, силу и зло.

Али Пири, магистр искусств, факультет искусства и архитектуры, Университет Систана и Белуджистана в сообщении «Изучение конструкции и рисунка цветочных ковров в Систане» показал особенности геометрических композиций и символики различных элементов – от цветов до «самоваров», которые пришли в культуру Ирана из России.

О взаимодействии искусства и математики говорил Мостафа Алибеиджи, DrPh, председатель Института имени Рапояна Хагхигхата (MPRH Institute). Эта связь должна быть очень важной составляющей для математиков и художников, использоваться в различных областях, таких как образование.

Джавад Абдолхосейни, сотрудник Хойского инженерно-технический факультета Урмийского университета, Иран, в сообщении «Жилая архитектура в иранских исторических и современных домах: культурный и конфиденциальный подход». Жилье рассматривается как физическое пространство и как культурная, социальная сферы, т.е. как многогранное явление. Жилищное строительство и его организация и пространственный порядок в значительной степени зависят от культурной среды, его цель – создание социального пространства. Уровень приватности всегда определяется культурой и оказывает большое влияние на форму дома. Интерьер определяется не столько особенностями климата, сколько социально-культурными факторами. Жилые формы и биологические комплексы, связанные с этими культурами, по-прежнему пригодны для использования, даже если смысл формы сильно изменился.

Магистр архитектуры Поурия Серажди, Исламский Университет Азад науки Ахваз и исследований, рассказал об особенностях использования солнечной энергии в современных конструкциях. Солнечная энергия является частью повседневной жизни на Земле, сейчас используется несколько вариантов технологических решений – параболичекие зеркала, солнечные электростанции аэродинамического типа, солнечные батареи.

С.М. Асади Самане, магистр архитектуры, преподаватель архитектурного факультета Университета прикладной науки и техники, Иран, в сообщении «Важность фотоэлектрической клеточной технологии для «умного» строительства» сделала обзор использования новых энергий в архитектуре. Это достижение сокращает использование ископаемых видов топлива и, следовательно, предотвращает деградацию окружающей среды. Солнечная энергия превращается в электрическую энергию в так называемых «умных» домах, таким образом экономится энергия и оптимизируется использование системы управления. Используется интеллектуальная система управления зданиями, сочетание легкости доступа, безопасности и комфорта, мониторинга, управления и дистанционного управления и повседневных технологий означает повышение качества услуг. В климатических условиях Ирана подтверждается эффективность новой технологии использования солнечной энергии в «умных» домах.

Захра Растаги, магистр архитектуры по кафедре архитектуры, Школа искусства и архитектуры, Университет Шираза, показала эволюцию небоскребов за последние пятьдесят лет. Основное внимание было посвящено изменениям в их формах и структурных системах, а также прогрессу в их взглядах и планах. Формы небоскребов стали гораздо более интересными, их структурные системы объединились по форме и фасаду. Увеличились высота и общая площадь, их строительство почти прекратилось на родине небоскребов в США, и переместилось в страны в Восточной Азии и Ближнего Востока. При этом формы зданий удивляют своей разнообразностью, даже предлагаются проекты с подвижными поэтажными блоками.

Самым молодым участником форума стала Дарья Тетеркина, ученица 10 класса Лингвистической школы, г. Москва. Она сделала сообщение «Архитектурные стили Великобритании: историческая перспектива».

Конференция проходила в уникальной обстановке творческого сотрудничества и профессиональной дискуссии, открыла новые перспективы сотрудничества двух стран – России и Ирана.