ФГБУ "Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук"

ПОПОВ Д.А. ВОПЛОЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МИФОЛОГИИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЖ. Р.Р. ТОЛКИНА

| Дата публикации: | Автор: Дмитрий Шкаев

ПОПОВ Д.А. ВОПЛОЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МИФОЛОГИИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЖ. Р.Р. ТОЛКИНА // Вестник РУДН. Серия «Философия», №23.1 – 2019 – с. 85-93

Ключевые слова: мифология, миф, культура, Толкин, Вагнер, романтизм, социальные ценности, общество

В статье профессора Саратовского национального исследовательского государственного университета Дениса Попова творчество Д.Р.Р. Толкина рассматривается в качестве социокультурного феномена, который, с точки зрения автора, гармонично впитал языческое героическое начало, христианские ценности, идеи свободы и демократизма.

Автор предполагает, что миф является воплощением социальной идентичности. Это содержание сохраняется и после утраты мифом своих мировоззренческих функций. Мифология, таким образом, способствует выработке устойчивых представлений о собственной идентичности, даже тогда, когда познавательные процессы переходят на уровень рефлексивного сознания.

Попов отмечает, что «литературный миф, формально переставший быть рассказом о подлинном героическом прошлом или устройстве мироздания, может сохранять некоторые черты прежнего, изначального мифа: в образной и эмоциональной форме он по-прежнему олицетворяет самосознание культуры, которая его породила» (с. 86).

Литературный миф эпохи романтизма, с точки зрения Попова, представляет из себя концентрированное воплощение ценностных ориентаций этноса. Автор ссылается на успешный опыт Рихарда Вагнера, сумевшего отразить европейские ценности в сплаве музыки и литературы.

Попытки транслировать через литературный миф базовые ценности той или иной идентичности продолжаются и в XX веке. Попов называет Д.Р.Р. Толкина наиболее известным западным мифотворцем двадцатого столетия. Подобно романтикам, Толкин относится к литературному мифу как искаженному человеческой выдумкой сокровенному знанию. По этой причине в его произведениях конструируется некий аналог древней мифологии.

С точки зрения Попова, «успех Толкина предопределен в первую очередь тем, что в свой мифопоэтический мир ему удалось вложить фундаментальные для европейской культуры ценности и одновременно актуализировать их применительно к XX веку» (с. 87).

Ценностные установки, характерные для европейской культуры, имеют неоднородную основу, сочетая в себе языческое и христианское начало. Такой симбиоз находит отражение в творчестве Толкина и в той мировоззренческой модели, которую писатель закладывает в свой текст. Хотя, как указывает Попов, «Европа XX века уже не испытывала пиетета перед своим христианским прошлым. Опираясь на его систему ценностей, она предпочитала забыть об их христианском происхождении» (с. 87).

Героическое арехитипическое начало остается в центре эпопеи, но переосмысливается Толкиным в духе двадцатого столетия. Героем становится простой человек, один из многих, что, по мнению Попова, соответствует растущему демократизму европейского сознания. Необычные обстоятельства трансформируют обычную личность. Позднее этот нарратив ляжет в основу американских мифов о супергероях.

Свобода в произведениях Толкина, как полагает Попов, двойственна. «Для более раннего, еще остающегося под влиянием христианства европейского сознания, свобода амбивалентна, будучи в качестве свободы воли дарованной существам, она открывает возможности не только для добровольного служения Творцу и соединения с Ним, но и для своеволия как источника зла» (с. 89) Злоупотребление свободой и творчеством – это история зла, согласно Толкину.

Судьба, рок, провидение – эта тематика, приходящая из глубины веков, также находит отражение в текстах Толкина. Попов вновь указывает на двойственность: судьба творится поступками героев, будучи в то же время предначертанной свыше. В творчестве Толкина автор видит ряд моральных парадоксов, сочетаний свободного волеизъявления и жестких сценариев.

Далее Попов подчеркивает, что любовь у Толкина многогранна, но ключевое значение имеет не «эрос» или «филия», а «агапе» – христианская жалость, милосердие. Постоянное милосердие, в конечном итоге, определяет ход событий всей эпопеи.

Также, Толкин, по мнению Попова, отрицая идею прогресса, сохраняет романтическое отношение к природе, которая в его текстах являет собой идею предустановленного порядка. Осквернение природы – это вызов Творцу, согласно Толкину, что очень созвучно экологическому тону нашего времени.

Попов резюмирует: «причина успеха произведений Толкина – не только художественные достоинства, не только привычный для европейской культуры образный ряд, но и опора на те ценности, что составляли ее фундамент в течение многих столетий вместе с умелым привнесением в эту систему их видения, характерного уже для ее настоящего» (с. 90).

Дмитрий Шкаев