ФГБУ "Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук"

КЬЮСАК К.М. ВЫМЫСЕЛ В НОВЕЙШИХ РЕЛИГИЯХ

| Дата публикации: | Автор: Дмитрий Шкаев

CUSACK C.M. INVENTION IN ‘NEW NEW’ RELIGIONS // The
Oxford Handbook of New Religious Movements, 2nd ed. – Ox., Ox.
Univ. Pr., 2016, – pp. 237-247.

КЬЮСАК К.М. ВЫМЫСЕЛ В НОВЕЙШИХ РЕЛИГИЯХ

Ключевые слова: религия, гиперреальность, нарратив,
вымысел, культура, неоязычество, потребительство,
Дэвидсен, Бодрийяр

Как сказано в предисловии Оксфордского справочника по
новым религиозным течениям, изучение таковых сегодня
является одной из наиболее активных областей
религиоведения. С момента выхода первого тома в 2003 году
эта сфера продолжала расширяться, открывались новые
горизонты. По мере изучения новых религий такие
направления как эзотеризм, течения XXI века и неоязычество
выросли в отдельные, индивидуальные области
исследования.

В статье Кэрол Кьюсак, профессора религиоведения из
Сиднейского университета, рассматривается содержание
вымысла и его значение в изучении новых религиозных
течений. Вымысел играет роль во всех религиях и связан с
другими концептуальными аспектами, такими как синкретизм и
легитимация.

По мнению автора, вымысел легче обнаруживается в
современных явлениях («изобретенных», «гиперреальных»
или «вымышленных» религиях), которые либо избегают, либо существенно модифицируют апелляции к авторитету,
древности и божественному откровению, традиционно
сопровождающие установление новой веры.

Новейшие религии, речь о которых идет в статье Кьюсак,
(включая дискордианство, Церковь всех миров и джедайизм)
берут начало в середине XX века и набирают обороты на
децентрализованном духовном пространстве Запада XXI века.

Как полагает Кьюсак, открытый религиозный вымысел
становится доминирующим направлением в западном
обществе, поскольку популярная культура, индивидуализм и
потребительство, сливаясь, способствуют культивации
персональных ценностей и восприятию эфемерных
развлечений с окончательным значением и смыслом.

Кьюсак утверждает, что приблизительно на рубеже 1990-х
годов в религиоведении происходит излом, и только новая
парадигма позволяет понять каким образом такие формы
популярной культуры как спорт, фантастика, бренды и рок-
музыка способствуют возникновению религиозных обертонов
в сознании западной молодежи.

Возникший в 2000-е термин «гиперреальность» (А.
Поссамэ) объединяет популярную культуру и религию в одно
целое на основании концепции Ж. Бодрийяра. Гиперреальная
религия существует и прогрессирует как симулякр, созданный
в симбиозе с попкультурой и ориентированный на
потребление. Кьюсак приводит данные: почти четыреста тысяч человек моложе десяти лет в Великобритании назвали
джедайизм, вымышленную веру из фильмов Дж. Лукаса, своей
религией.

В середине 2000-х годов академический интерес к
вымышленным религиям существенно возрастает, благодаря
целой серии изданий, посвященных этой проблеме. Среди них
Кьюсак особенно выделяет М.А. Дэвидсена и его докторскую
диссертацию, посвященную религиям, основанным на
фантастических произведениях. Хотя работа до сих пор не
опубликована в виде монографии, она вызывает множество
споров в отношении интерпретации новейших религий и
духовности.

Далее Кьюсак возвращается к истории религиоведения,
отмечая, что религиоведение как дисциплина возникло в XIX
веке и изначально было сфокусировано на мировых религиях
на христианской модели религиозного сознания в качестве
основы. Дальнейшее развитие дисциплины привело к
методологическому натурализму, отвергающему религию как
явление sui generis, постигаемое исключительно в рамках
собственной терминологии. Такой натурализм Кьюсак
полагает базовым требованием для изучения вымысла в
религиозном поле.

Современное неоязычество, с точки зрения Кьюсак, может
быть первой сознательно вымышленной религией,
воплощенные в которой фольклорные практики и ведовство
не являются исторически достоверными. Впрочем, новейшие традиции при этом часто тяготеют к христианскому шаблону в
теологическом и теоретическом смыслах.

По мнению Кьюсак, примеры текстов, близких к новым
формам религиозности, можно обнаружить уже в XIX веке
(Е.П. Блаватская). Своеобразная генеалогия вымышленных
религий, включая теософию, неоязычество и веру в НЛО,
получает дополнительный импульс перед Второй мировой
войной. Последующие годы были ознаменованы инкубацией
контр-культурных религий, бурно развившихся в 1960-е годы.
Речь, в частности, идет о пародийной форме – дискордианстве как признаваемой первой вымышленной религии.

Автор перечисляет три модели популярной религиозности:
вымышленная, фантастическая и гиперреальная. Кьюсак
помещает свою модель религиозного вымысла между
современным индивидуализмом и потребительством,
признавая за человеческим воображением источник
персональных и общественных изменений, что и позволяет
личности конструировать реальность собственных
религиозных смыслов. Кьюсак полагает, что различные
формы религиозности симбиотически сосуществуют с
материнской культурой и являются неизбежным следствием
поведения общества, стремящегося к потреблению всего
нового.

Изучение вымысла как фактора развития религиозных
традиций – ключевой момент, позволяющий пересмотреть
прежнее понимание синкретического мировоззрения, которое уже нерелевантно в рамках сохранившихся религий.
Вымышленным религиям подходят новые модели
возникновения и существования, расширяющие спектр
нарративов, игры и креативности. Особенно с учетом того, что
воображение человечества всегда было взаимосвязано с
индивидуальными и коллективными формами мышления.

Дмитрий Шкаев