ФГБУ "Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук"

ДЭВИДСЕН М.А. ПОЧИТАЯ ВАЛАР, НАХОДЯ ЭЛЬФА ВНУТРИ: ЛЮБОПЫТНАЯ ИСТОРИЯ ТОЛКИЕНСКОЙ ДУХОВНОСТИ И РЕЛИГИОЗНАЯ ДОСТУПНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОЙ МИФОЛОГИИ ТОЛКИНА

| Дата публикации: | Автор: Дмитрий Шкаев

DAVIDSEN M.A. HONOURING THE VALAR, FINDING THE ELF
WITHIN: THE CURIOUS HISTORY OF TOLKIEN SPIRITUALITY
AND THE RELIGIOUS AFFORDANCE OF TOLKIEN’S LITERARY
MYTHOLOGY // Tolkien the Pagan? Reading Middle-earth through
a Spiritual Lens: Proceedings of Tolkien Society Seminar 2018 –
Edinburgh: Luna Press Publishing, 2019 – pp. 31-45

ДЭВИДСЕН М.А. ПОЧИТАЯ ВАЛАР, НАХОДЯ ЭЛЬФА ВНУТРИ:
ЛЮБОПЫТНАЯ ИСТОРИЯ ТОЛКИЕНСКОЙ ДУХОВНОСТИ И
РЕЛИГИОЗНАЯ ДОСТУПНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОЙ
МИФОЛОГИИ ТОЛКИНА

Ключевые слова: религия, духовность, фантастика, нарратив,
литература, неоязычество, магия, хиппи, Толкин

Статья Маркуса Альтены Дэвидсена из Лейденского центра
религиоведения (Лейденский университет) издана в сборнике
материалов семинара, посвященного творчеству Д.Р.Р.
Толкина сквозь призму духовности и в поисках языческих
корней его литературной мифологии.

С самого начала автор подчеркивает, что в массиве
толкинистики (Tolkien Studies) исследовались, скорее,
религиозные и мифологические источники литературного
творчества Толкина, нежели его собственные духовные
ориентиры. Был ли Толкин полноценным католиком или же
отчасти тяготел к языческому мировоззрению?

Дэвидсен вводит понятие «толкиновской духовности»
(Tolkien spirituality), феномен которой он исследует на примере
своеобразных религиозных традиций и верований, c 1960-х
развивающихся в среде поклонников творчества Д.Р.Р.
Толкина. Автор считает толкиновскую духовность формой
религиозного сознания, но не религиозным движением как
таковым.

Большинство поклонников творчества Толкина увлекаются
его литературными произведениями, изучают вымышленные
языки, при этом оставаясь, собственно, христианами или
неоязычниками. Однако часть из них отправляет обряды,
посвященные высшим существам придуманного мира, и
сложно сказать, насколько большим является сообщество
таких адептов.

Дэвидсен, ссылаясь на комплексное исследование,
осуществленное им в рамках подготовки диссертации и
будущей монографии, обнаруживает истоки толкиновской
духовности в среде американских хиппи 1960-х годов. По
словам автора, хиппи основывали свадебные церемонии на
произведениях Толкина и зачитывали фрагменты в
наркотическом экстазе.

Существовали целые группы, идентифицировавшие себя с
обитателями или наследниками вымышленного мира
(Средиземья). В частности, члены таких объединений носили
эльфийские имена, использовали поэтические тексты Толкина

в качестве ритуальных гимнов, распространяли и публиковали
письма социального, религиозного и духовного содержания.

С последующей публикацией «Сильмариллиона»
сообщество обогатилось новыми сведениями об истории и
культуре вымышленного мира. Однако, по утверждению самих
адептов, они не слепо копировали, но «использовали
литературный источник в качестве эмоционального начала
для создания собственной эльфийской культуры» (с. 34).

Так, например, тридцать тысяч собственных слов были
придуманы адептами толкиновской духовности на основе
вымышленных языков «Властелина колец». Впрочем,
большинство последователей относятся к Толкину как автору
фантастических произведений, вдохновленных, однако,
эльфийской магической реальностью.

Укрепившиеся после выхода «Сильмариллиона»
сообщества, существуют до сих пор как неоязыческие
объединения. Такие группы практикуют обряды, посвященные
богам различных пантеонов, включая кельтских и германо-
скандинавских. С точки зрения этих неоязычников, Толкин
являлся бардом, воплощенным в человеческом теле и
поведавшем историю древнего народа в художественной
форме (с. 36).

Произведения Толкина также способствовали развитию
оккультных практик. Сюжетные линии были вплетены в канву
ритуалов и магических отправлений. В том числе, базовые

мифологические персонажи «Властелина колец» и «Хоббита»
использовались при подготовке колоды карт Таро.

Киноадаптация Питера Джексона привела к новой волне
толкиновской духовности, сегодня распространяющейся по
интернету. Вновь наметилась тенденция к изучению
литературного наследия Толкина. В частности, члены
неоязыческих объединений знакомятся с содержанием писем
фантаста, «Истории Средиземья» и иных текстов,
помогающих им реконструировать вымышленный мир как
доисторическую эпоху нашей планеты.

Поскольку легендариум Толкина не содержит описаний
обрядов как таковых, групповые ритуалы часто основываются
на церемониальной магии герметизма и неошаманизма. К
тому же адепты создают собственные эзотерические
концепции, подтверждающие их теологию и космологию.

Дэвидсен делает несколько выводов о сущности
толкиновской духовности. Во-первых, считает он, все,
вовлеченные в нее лица, видят в произведениях Толкина
нечто большее, нежели вымышленную историю. Во-вторых,
последователи отправляют особые ритуалы, помогающие им
проникнуть в мир «Властелина колец» и «Сильмариллиона».
В-третьих, считается, что Средиземье в том или ином смысле
реально: как духовный мир или же историческая эпоха. В-
четвертых, происходит самоидентификация личностей как
эльфов – на уровне генов, духа или реинкарнации.

По мнению Дэвидсена, с каждым годом адепты
толкиновской духовности привносят все больше реальности в
фантастический мир: от игрищ хиппи к интернет-ресурсам XXI
века. И если ранее это мировоззрение было частью иных
практик, то сегодня оно становится самостоятельным и
самодостаточным.

Отчасти этому способствует взаимопроникновение образов
Толкина как писателя и рассказчика. В предисловиях и
письмах он зачастую опирается на созданный им самим
нарратив как часть реальности, не всегда метафорически. По
этой причине его слова и образы воспринимаются как часть
фантастической истории и начинают жить самостоятельно.

Дмитрий Шкаев