ФГБУ "Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук"

К юбилею энциклопедических проектов ИНИОН РАН: их роль в становлении культурологии

| Дата публикации: | Автор: Левит С.Я.

Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред. кол.: О.В. Кулешова, гл. ред. и др. – М., 2018. – (Сер.: Теория и история культуры / Ред. совет: Скворцов Л.В., пред. и др.). – 2018. – № 2 (85) / Ред.-сост. вып. О.В. Кулешова. –  252 с. – С.Я. Левит, канд. филос. наук. К юбилею энциклопедических проектов ИНИОН РАН: Их роль в становлении культурологии. – С. 34–48.

 

К юбилею энциклопедических проектов ИНИОН РАН: их роль в становлении культурологии

 

Аннотация: В статье освещается роль энциклопедий – «Культурология. ХХ век» (1998) и «Культурология. Энциклопедия» (2007) в становлении культурологии как науки XXI века.

Ключевые слова: энциклопедия, культурология, культура, диалог культур, философия культуры, социология культуры, история культуры, культурная антропология, философская антропология, истории идей, преемственность, мир человека, теоретические проблемы культурологии.

Abstract: The article highlights the role of encyclopedias – «Culturology. ХХ-th century» (1998) and «Culturology. Encyclopedia» (2007) – in the formation of culturology as the science of the XXI-t century.

Keywords: encyclopedia, culturology, culture, dialogue of cultures, philosophy of culture, sociology of culture, cultural history, cultural anthropology, philosophical anthropology, history of ideas, succession, the world of man, theoretical problems of culturology.

 

В 2018 году отмечается юбилей первой Энциклопедии по культурологии. В 1998 году в издательстве «Университетская книга» вышла двухтомная энциклопедия «Культурология. ХХ век» (136 уч.-изд. л.), не имевшая аналогов в мировой научной литературе. Она представляла собой попытку очертить границы культурологии как интегративной области знания, имеющей своим предметом исторические формы общественного бытия, аккумулирующие социальный опыт коллективной жизнедеятельности людей, воспроизводимые и развиваемые через системы социальной коммуникации.

Основное внимание в ней сосредоточено на проблемах формирования культурологии в ХХ веке на стыке многих наук: культурфилософии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, этнологии, семантики и семиотики, синергетики, культурпсихологии, истории культуры, филологии.

Культурология интегрировала знания различных наук о культуре в целостную систему, «формулируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой, моделируя культурные конфигурации различных эпох, народов, конфессий, сословий, выявляя и систематизируя черты своеобразия различных культурных миров» (9, с. 5).

Работа над энциклопедией длилась много лет (1991–1997): формировался коллектив, вносились коррективы в словник – модель будущей энциклопедии.

Когда я показала словник Сергею Сергеевичу Аверинцеву, он сказал, что замысел интересный, даже если не все удается воплотить в жизнь. Советовал не давать статьи о произведениях – можно утонуть. Хотел дополнить словник – написать цикл статей, но началась работа в Вене.

Сергей Сергеевич, как и Александр Викторович Михайлов, которому я также показывала словник, рекомендовал назвать это издание «Энциклопедия культуры». Слово – Культурология – им не нравилось. А ведь они – самые замечательные культурологи. Произведения С.С. Аверинцева, А.Я. Гуревича, Г.С. Кнабе, А.В. Михайлова обогатили отечественную культурологию. До сих пор жалею, что не удалось осуществить мечту С.С. Аверинцева – издать его собрание сочинений в семи томах. (В один из своих приездов в Москву из Вены он дал мне свой проект на это издание.)

В начале 90-х гг. начался отъезд ученых за границу навсегда, или надолго. Некоторые перед отъездом отдавали свои брошюры, книги и из них создавались статьи, пересылались по электронной почте, одобрялись автором и публиковались.

Авторов искала не только в Москве, но – с помощью И.В. Кондакова, Г.И. Зверевой, Л.А. Мостовой, А.Я. Флиера по всей России  – в Твери, Калуге, Ярославле и т. д.

В поисках авторов помог РГГУ – посещение семинара Института высших гуманитарных исследований, с 1992 г. возглавляемого Е.М. Мелетинским, беседы с В.С. Библером – руководителем проекта и исследовательских коллективов Школы диалога культур, посещение лекций и беседы с Г.С. Кнабе в процессе подготовки его фундаментального исследования «Избранные труды. Теория и история культуры, вышедшего в 2006 г. (5), и особенно общение с Г.И. Зверевой, И.В. Кондаковым.

Сложение творческих энергий участников энциклопедического проекта позволило издать в 1997 г. словарь «Культурология. ХХ век» (6). Первый шаг был сделан: удалось определить предметную область культурологии, основные понятия, школы, направления и ведущие исследовательские подходы к изучению культуры. Как отмечал А. Баранов, это была «первая попытка создания фундаментального научного словаря по культурологии. Словарь, который призван не просто аккумулировать существующие на настоящий момент научные достижения, но и решить творческую задачу нахождения логики развития своей научной дисциплины» (3, с. 97).

Одновременно шла интенсивная работа по редактированию энциклопедии, составлению библиографий, проверке реалий. Огромную роль в ее редактировании сыграла Л.Т. Мильская, а в проверке библиографии Е.Н. Балашова, М.А. Ходанович. Отредактировано было в 3 раза больше материала, но в энциклопедию вошли не все. Многие авторы писали статьи формально, и эти статьи возвращались на доработку, т. к. в нашей энциклопедии необходимо было дать концепцию персоналии, с опорой на произведения. Некоторые авторы, известные своими монографиями, замечательными научными статьями, не смогли соблюсти формат энциклопедической статьи, и эти статьи пошли в отсев, а позднее были напечатаны в других изданиях.

В 1998 г. энциклопедия «Культурология. ХХ век» вышла в свет (7).

В издание были включены статьи, дающие представление об основных направлениях, познавательных категориях и понятиях культурологии, а также о наиболее крупных мыслителях ХХ в., заложивших основы этой науки.

В статьях-персоналиях основное внимание сосредоточено на концепциях и идеях культуры, ключевых проблемах культурологии. В проблемных статьях представлен спектр различных точек зрения, отражена авторская концепция (10, с. 14).

Значительную смысловую нагрузку в энциклопедии несут статьи, разъясняющие основные понятия этой науки, ее категориальный аппарат, язык культурологии. Композиция издания позволяет не только выявить логику науки о культуре, познавательные подходы к ее изучению, исследовательские направления и школы культурологии, но и обнаружить дискуссионность ее проблем и трудности, связанные со становлением культурологии в ХХ веке, формированием ее смысловой области на границе с другими науками.

Формирование культурологии как науки о прошлой и современной культуре, ее структуре, функциях, перспективах развития происходило также в рамках издательских проектов «Лики культуры», «Humanitas», «Книга света», «Российские Пропилеи», «Письмена времени», «Культурология. ХХ век». Выход книг в этих сериях решал творческую задачу нахождения логики развития культурологии как научной дисциплины, способствовал определению ее предметного поля, выявлению лексикона культурологии, а также расширению концептуального поля методологии гуманитарного знания, культурогизации гуманитарных наук в ХХI веке.

Значительную роль в формировании культурологии сыграла серия «Культурология. ХХ век», в которой издавались антологии по философии культуры, культурной антропологии, культурологии, а также словарь «Культурология. ХХ век». Выход в свет в сериях «Лики культуры», «Книга света» переводов фундаментальных работ западных мыслителей, посвященных проблемам философии, философии культуры, философии истории, культурной и социальной антропологии, семиотике, социологии культуры, истории культуры, культурпсихологии, этнологии, осмыслению культуры и культурных процессов с разных методологических позиций – также существенным образом способствовал становлению этой науки, укреплению ее позиций среди гуманитарных наук.

Создание этих серий было замечательным шагом в возрождении духа русской культурфилософии, живого отклика на вызовы современности, ибо без обращения к выдающимся мыслителям Запада – М. Веберу, А. Веберу, В. Виндельбанду, Э. Кассиреру, Я. Буркхардту, Г. Зиммелю, К. Манхейму, Э. Трёльчу, П. Тиллиху, без существования в потоке европейской мысли такое возрождение невозможно. В своих размышлениях о книгах, представленных в серии «Лики культуры», Г.С. Померанц поднимал важную проблему – понимания и освоения духовного наследия предшественников, проникновения в живую суть их мышления, постижения «ветвистости» их мысли, а не огрубления ее застывшими формулами» (12, с. 183).

В рамках серий «Лики культуры», «Книга света» осуществляется диалог выдающихся авторов, их метапространственное взаимодействие, перекличка идей; разговор ведется по важнейшим вопросам человеческого существования, даются разнообразные толкования ключевых гуманитарных понятий – «культура», «функции культуры», «типы культуры», «типы культурного сознания», мир человека – его «символическая вселенная» и др. (10, с. 12).

Необходимо отметить роль серий «Российские Пропилеи», «Humanitas», «Письмена времени» в формировании культурологии. В этих сериях вышли труды российских мыслителей прошлого и современности – Н.С. Автономовой, Ф.И. Буслаева, В.В. Бычкова, С.И. Великовского, А.Н. Веселовского, А.Г. Габрического, П.П. Гайденко, Р.А. Гальцевой, И.Б. Роднянской, Г.Д. Гачева, М.О. Гершензона, А.Я. Гуревича, К.Г. Исупова, В.К. Кантора, Г.С. Кнабе, С.В. Лёзова, В.И. Мильдона, А.И. Патрушева, С.И. Семеновой, М.В. Юдиной и многих других.

Книги выдающихся российских авторов составляют ядро серии «Российские Пропилеи», в которой освещается комплекс важнейших проблем, таких как единство европейской культуры, мир античной культуры, категории средневековой культуры, культуры эпохи Возрождения, культурные эпохи и культурные переломы как моменты гибели смыслов, феноменология русской культуры, русское религиозное сознание, русская художественная традиция, русское западничество, диалог русской и западной культур, христианство перед лицом современной цивилизации, геокультурный образ мира.

Особую роль в становлении культурологии играет серия «Summa culturologiae» (основана в 1999 г.). В этой серии издан «Словарь средневековой культуры», подготовленный выдающимся ученым А.Я. Гуревичем, словарь «Портреты историков: Время и судьбы», подготовленный замечательными исследователями Г.Н. Севастьяновым и Л.Т. Мильской, уникальный справочно-исследовательский проект В.В. Бычкова «Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века» (15; 13; 11).

Событием стало издание в 2007 г. новой энциклопедии – «Культурология: Энциклопедия: В 2 т.» (425 уч.-изд. л.) (8).

Предполагалось дать ей название «Summa culturologiae» и издать в пяти томах, но издательство придало ей ныне существующую форму, и мне пришлось из верстки изымать статьи из-за превышения объема. Но это нисколько не умаляет моей безграничной благодарности директору издательства РОССПЭН Андрею Константиновичу Сорокину, взявшему на себя спасение многих моих проектов и издание этой энциклопедии в трудное для книгоиздания время.

Эта новая энциклопедия (вовсе не второе издание, как иногда пишут) стала лауреатом 2008 г. в номинации «Лучшее словарно-энциклопедическое издание». В ней продолжилась работа, начатая в не имевшей аналогов энциклопедии «Культурология. ХХ век» (7).

В новую энциклопедию включены все культурные эпохи, стили,  культурные миры – исторически возникшие типы культуры, особенности которых обусловлены специфическими представлениями о мироздании, человеке, условиях его бытия, формами общественной жизни. Эта энциклопедия замыслена как исследовательское издание и включает статьи по всему спектру наук, на стыке которых сформировалась Культурология. Это позволяет проследить эволюцию различных идей и концепций, кристаллизовавшихся в культурологической проблематике.

Диалог культур, их взаимодействие и взаимопроникновение представляет сквозную тему энциклопедии. Она содержит развернутые статьи об основных школах и направлениях, о наиболее крупных мыслителях, культурологах, культурфилософах, социологах культуры, культурантропологах, историках культуры, а также концепциях и теориях культуры с древнейших времен до наших дней, что создает предпосылки для размышлений о человеке и его «символической вселенной», о преемственности прошлого и настоящего.

Особенность издания состоит в том, что ориентация на теории дополняется в нем ориентацией на реалии, предметы теории; при этом исследователь имеет возможность сопоставить различные точки зрения по спорным вопросам. Исследовательский характер энциклопедии, который успешно дополняет ее чисто информационные функции, элемент дискуссионности, многообразие методов исследования обеспечивают формирование недогматического мышления.

В результате культурология предстает в этой энциклопедии не только как частная наука о культуре и ее внутренних закономерностях развития, но и как мировоззренческая междисциплинарная методология.

Энциклопедия обозначает основные идеи культурологии, многообразие методов исследования и познания мира человека, язык культурологии как принципиально новой науки, устремленной в пока еще непроницаемые слои человеческого существования, изучающей многообразие типов культуры, выявляющей преобладающий тип культуры, который определяет модель экономического и политического развития общества. Энциклопедия перебрасывает мостик в XXI век, в котором культурология будет выполнять многообразные функции, в том числе и прогностические, и по праву займет ведущее положение среди гуманитарных наук (10).

Эта энциклопедия, отмечает А. Али-Заде, поднимается до уровня своей сверхзадачи – дать не просто словарь культурологической науки с учетом междисциплинарности предмета, но именно методологию формирования этого словаря, что и означает расшифровку смысловой картины человеческой культуры как единого общечеловеческого феномена. Именно в этом «воссоздании информационного поля единой человеческой культуры не только на эмпирическом (картины междисциплинарной сложности предмета), но и на методологическом уровне смыслов и состоит уникальность данного энциклопедического проекта» (1, с. 157).

Практически каждая статья энциклопедии не столько описывает данное культурологическое явление, «сколько раскрывает его смысл, т. е. переводит в категорию знания, теоретического понятия и тем самым относит к своему творцу – умственной рефлексии человека» (1, с. 159).

Инновационный подход в составлении энциклопедии, отмечает А. Али-Заде, побуждает читателя не просто к усвоению некоторой новой информации, а к эвристическому прочтению текстов энциклопедии – самостоятельному достижению более широкого знания, чем то, которое содержится в статье. Предметное многообразие словаря энциклопедии, «состыковывающее» знания, категории, персоналии из разных областей человеческой культуры, делает «данный энциклопедический проект уникальным» (1, с. 157).

Специалисты признают, что «после выхода в 1998 г. энциклопедии “Культурология. ХХ век” в российских вузах заметно повысился уровень преподавания культурологии» (16, с. 192–198), а появление новой энциклопедии «Культурология. Энциклопедия» в 2007 г., в которой наиболее полно представлен кластер понятийно-категориального аппарата культурологии, сохранен исследовательский модус в подаче информации: статьи – не безличное резюме итогов науки, а авторское разыскание, предполагающее дискуссионность, вариативность знания о культуре, многообразие исследовательских подходов и позиций – все это, полагает А.Л. Доброхотов, позволяет надеяться, что предыстория культурологии подходит к концу и просматриваются контуры той территории, которую эта наука сможет назвать своим доменом (4, с. 185–188).

Как отмечают В.В. Астафьев, Л.А. Сыченкова, с изданием этих двух энциклопедий, представляющих собой свод культурологического знания, начался новый этап в развитии культурологии в нашей стране; культурология, как самостоятельное, междисциплинарное знание, получила официальное признание (2, с. 178).

В 2000 году, когда нависла угроза очередного «запрещения» культурологии как науки, ее изъятия из числа ваковских научных специальностей, а в перспективе – и вузовских, коллективу этих двух энциклопедий удалось отбить эти атаки (14).

В энциклопедиях удалось собрать звездный коллектив авторов: С.С. Аверинцев, В.В. Бибихин, В.В. Бычков, И.С. Вдовина, Р.А. Гальцева, А.Г. Гачева, А.Я. Гуревич, Ю.Н. Давыдов, С.Н. Зенкин, В.К. Кантор, Г.С. Кнабе, А.М. Кузнецов, Е.М. Мелетинский, В.Л. Махлин, А.В. Михайлов, И.О. Шайтанов, М.Н. Эпштейн.

Теоретический блок статей создан такими авторами, как Ю.А. Асоян, Б.Л. Губман, П.С. Гуревич, А.В. Гордон, Л.Д. Гудков, А.Л. Елфимов, Л.Г. Ионин, К.Г. Исупов, И.В. Кондаков, Л.А. Микешина, Л.А. Мостова, В.Г. Николаев, А.И. Пигалев, В.И. Самохвалова, М.Н. Соколов, А.Я. Флиер, В.Е. Хализев, П.Ю. Черносвитов, Л.Б. Шамшин, А.Г. Шейкин, А.К. Якимович и др. Их объединяет «уверенность в существовании интер-метадисциплинарного пространства, в котором культурология может искать и находить собственную предметность, недоступную традиционным социально-гуманитарным методам; свою область закономерностей, несводимую к привычной каузальности» (4, с. 186).

В новой энциклопедии представлены также статьи, по замечанию А.Л. Доброхотова, «не прошедшие фильтры суждения научной общественности» (4) – «Онтологическая поэтика» А.В. Карасева, «Смысло-генетическая культурология» А.А. Пелипенко, авторские новации М.Н. Эпштейна («Гумонология», «Культуроника», «Реалогия», «Транскультура» (4, с. 186–188), но это нисколько не снижает их ценности.

Надлежащее высокопрофессиональное освещение получили в энциклопедии исторические науки, внесшие огромный вклад в формирование культурологии (статьи А.Л. Ястребицкой, Г.И. Зверевой, А.И. Патрушева, Н.И. Прозоровой).

Особое место в энциклопедии занимают авторские циклы, отмеченные тематическим единством: В.В. Бычков, Л.С. Бычкова (эстетика), В.В. Глебкин (социальная культура), А.П. Забияко (религия), К.Г. Исупов (концепты и символы культуры), М.Н. Корнилов (восточные культуры), А.Ф. Кофман (латиноамериканская культура), О.А. Кривцун (эстетика), Н.Б. Маньковская (постмодернизм), В.И. Мильдон (Россия), Л.А. Мостова (антропология), А.А. Никишенков (антропология). А.И. Патрушев (Германия), Н.Т. Пахсарьян (цикл статей о «больших стилях»), Е.Д. Руткевич (социология), И.П. Фарман (Германия), В.Г. Хлебников (религия). О каждом авторе можно написать книгу.

Многих авторов уже нет на этом свете. Помню, читаю в очередной раз набор энциклопедии – статью Александра Ивановича Патрушева «Холокост» – и слезы помимо воли струятся, невозможно остановить… Такие тихие слезы… Ничего не могу понять. Тема, конечно, личная – на Беловщине, недалеко от Стародуба и Карачева, где жили мои родственники, их истребили в 1942 г. Рана не заживающая, – помню. А эту статью читаю не в первый раз… Утром позвонила жена, а теперь вдова Александра Ивановича, и сказала, что вчера он умер… Многих моих любимых авторов уже нет, но остался их высокопрофессиональный труд, их вдохновение, радостное служение науке.

Именно благодаря профессионализму, энтузиазму и вдохновению замечательного коллектива воплотились в жизнь грандиозные замыслы. Это стало возможным при взаимодействии сотрудников институтов Российской академии наук – Института научной информации по общественным наукам, Института философии, Института всеобщей истории, Института российской истории, Института мировой литературы, а также совместной деятельности ученых Российской академии наук и преподавателей ведущих университетов Москвы, Калуги, Ярославля, Твери и др.

Невозможное стало возможным благодаря энтузиазму замечательных издателей этих энциклопедий – Петру Валентиновичу Соснову и Андрею Константиновичу Сорокину.

 

Список литературы:

  1. Али-Заде А. Что такое «человеческая культура»? // Высшее образование в России. – М., 2008. – № 10. – С. 154–159. – Рец. на кн.: Культурология: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – Т. 1. – 1392 с.; Т. 2. – 1184 с. – (Серия «Summa culturologiae»).
  2. Астафьев В.В., Сыченкова Л.А. О предмете «история музеологии»: постановка проблемы. Музейное образование и образование в музее // Вопросы музеологии. – М., 2013. – № 2(8). – С. 173–195.
  3. Баранов А. Культурология на пороге XXI века: Цельность и многообразие // Литературное обозрение. – М., 1998. – № 4. – С. 97.­ – Рец. на кн.: Культурология. ХХ век.: Словарь. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 640 с. – (Серия «Культурология. ХХ век»).
  4. Доброхотов А.Л. Алфавит культуры // Новый мир. – М., 2008. – № 7. – С. 185–188. – Рец. на кн.: Культурология: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред., сост. и автор проекта С.Я. Левит. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – Т. 1. – 1392 с.; Т. 2. – 1184 с. – (Серия «Summa culturologiae»).
  5. Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. – М.: Летний сад: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. – 1200 с. – (Серия «Российские Пропилеи»).
  6. Культурология. ХХ век: Словарь / Гл. ред., сост. и автор проекта С.Я.Левит. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 640 с. – (Серия «Культурология. ХХ век).
  7. Культурология. ХХ век: Энциклопедия / Гл. ред., сост. и автор проекта С.Я.Левит. – СПб.: Университетская книга, 1998. – Т. 1. – 447 с.; Т. 2. – 447 с.
  8. Культурология: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред., сост. и автор проекта С.Я.Левит. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – Т. 1. – 1392 с.; Т. 2. – 1184 с. – (Серия «Summa culturologiae»).
  9. Левит С.Я. От редакционной коллегии // Культурология. ХХ век: Энциклопедия. – СПб.: Университетская книга, 1998. – Т. 1. – С. 5.
  10. Левит С.Я. Гуманитарное знание: генезис, итоги и перспективы // Гуманитарное знание и вызовы времени / Отв. ред. и составитель тома С.Я.Левит. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив: Университетская книга, 2014. – 480 с. – (Серия «Humanitas»).
  11. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / Под ред. В.В.Бычкова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. – 607 с. – (Серия «Summa culturologiae»).
  12. Померанц Г.С. Развертывание альтернатив // Октябрь. – М., 1998. – № 2. – С. 182–185. – Рец. на серию «Лики культуры».
  13. Портреты историков: Время и судьбы: В 2 т. / Отв. ред. С.Н.Севастьянов, Л.Т.Мильская. – М.: Университетская книга; Иерусалим: Gesharim, 2000. – Т. 1. – 432 с.; Т. 2. – 464 с.
  14. Проблемы культурологии: Обсуждение в ИНИОН РАН // Новая и новейшая история. – 2000. – № 4. – С. 58–85. – Выступления С.Я. Левит, Г.С. Померанца, А.Я. Флиера, Г.И. Зверевой, И.В. Кондакова, Т.Ф. Кузнецовой, Л.В. Скворцова, А.А. Пелипенко, А.С. Ахиезера, В.Б. Земскова, Г.А. Аванесовой, Л.А. Мостовой, Л.А. Сугай, П.А. Седаковой, И.Г. Яковенко в феврале 2000 г. на дискуссии по проблемам культурологии в ИНИОН.
  15. Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я.Гуревича. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. – 632 с. – (Серия «Summa culturologiae»).
  16. Степанищев С.А. [рец.] // Философия и общество. – М., 2008. – № 4(52). – С. 192–198. – Рец. на: Культурология.: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред., сост. и автор проекта С.Я. Левит. – М., 2007.